22 августа 2014

МОРЕ, ВЕТЕР, СУБМАРИНА…


Ему снятся субмарины. Сначала та, на которой служил. Потом – другие: современные, огромные, манящие. Чтобы совсем уж не забыть, чтобы, проснувшись утром, вместе с первым солнечным лучом коснуться взглядом знакомого очертания, он сделал макет своей родной подводной лодки "буки" — субмарины "Б-29". 

Служебного стажа в военном подводном флоте Советского Союза у него десять лет. Владимиру Витальевичу Кабанову 72 года. И вот эти десять, по его словам, оказались самыми яркими, самыми незабываемыми годами в его жизни. "Такими, про которые книжки пишут".

Прошли эти годы на трех флотах: Северном, Балтийском, Тихоокеанском. Состояли из шести больших дальних походов – тяжелых, шести – восьми — десятимесячных, и более коротких, рядовых. Двенадцать раз он обошел морскими путями вокруг Европы: Баренцево, Норвежское, Северное моря, Атлантический океан, Средиземное море…В общей сложности побывал в трех океанах и двенадцати морях. Это тебе, как пошутил бы их боцман, "не поперек борща на ложке". Это – о-го-го, как серьезно! Шутка ли, только из пяти лет контрактной службы дома был лишь год.

- В октябре 1973 года, когда началась война Израиля с Египтом, наши мужчины по тревоге ушли в поход, собравшись за 45 минут и наскоро простившись, — вспоминает жена Галина Петровна. — И словно канули: ни весточки от них, ни радиограммы. Мы, жены, в панике. Обиваем пороги генштаба, дежурим поочередно у проходной, чтобы хоть какую-то весточку ну хотя бы случайно словить. Тщетно. Военный флот, военная ситуация. Военная тайна.

Пришли они только через полгода. А месяц спустя – в новый поход. Уже на 8 месяцев. И в этом походе снова надолго "теряются". Теперь уже слух пошел о том, что в штабе на них заготовлены похоронки… Все было пережито. Иной раз и вспоминать-то страшно.

Владимир Витальевич улыбается. Его трогают эти воспоминания. "Галя со Светкой – верные мои маячки", — говорит, обнимая жену.

- Да уж, никогда бы не подумала, что я, коренная нижнетуринка, сухопутная уралочка, стану женой моряка-подводника и буду жить его морской жизнью, — говорит Галина Петровна. — Да и дочка за годы жизни в портовом городе в настоящую морячку превратилась – дети моряков быстро адаптируются в обстановке. Едем в Москву, поезд приближается к вокзалу, а маленькая Света на весь вагон: "Смотрите, смотрите, вот и причал!"

Его причал сейчас – поселок Платина, уютный дом с огородом, местные лесные красоты, машина – если в город понадобится съездить, и, конечно же, любимая жена. Вместе они бодро встречают здесь свой третий возраст, поддерживая друг друга. И обоих греют воспоминания их такой необычной, такой насыщенной молодости.

- Почему я ушел из флота – не пойму. Долгие годы жалел потом, — вспоминает Владимир Витальевич. – Но сильно устал я, видно, после последнего похода. Нагрузку тогда пришлось пережить колоссальную. Наша подлодка из-за нарушения дифферентовки корпуса упала в 200-метровую глубину – срочное аварийное погружение получилось буквально камнем вниз. Кое-как удержались, отремонтировались, вышли. Но на здоровье экипажа такой "прыжок" сказался.

Когда лодка долго находится на большой глубине, в отсеках температура поднимается до 50 градусов Цельсия. Жарко, душно.Самое прохладное место – торпедный отсек, там до 30 градусов, а в машинном, например, отделении – до 60 бывает. Спастись, по сути, негде. Лежи, не двигайся – если не на посту, экономь энергию и кислород, занимайся аутотренингом, чтобы не "взорваться", помогай в этом другим. А я – старшина, за всех в ответе. Сам терплю, других поддерживаю, особенно первогодок службы.

На глубине повышается и содержание углекислого газа – это еще серьезнее. Концентрация его свыше 3% опасна для жизни. Мы выдерживали 4%.

Да и вообще было все: тонули, горели. Театр действий – море. И вот однажды в рейде по Атлантике (1965 год) попали прямиком на НАТОвские учения. С одной стороны, наша задача "пасти" в океане 6-ой Американский флот, держать их корабли на постоянном прицеле. С другой – не выдать своего присутствия. Разумеется, только цель выявили - срочно погрузились на глубину. И вот тут нам пришлось двигаться "не дыша" и, что называется, "не отсвечивая" 8 суток при норме глубинных погружений – не более трех. Тогда-то нас во второй раз и "потеряли". Всплывешь подзарядиться – таранят лодку военным кораблем и конец. Это было очень тяжело.

Короче, устал, видно, я. Ушел с Военно-Морского Флота. А жизнь-то вот теперь пеняет. Нельзя себе изменять.

Он всегда мечтал об армии, армейской жизни и судьбе: вырос-то в семье кадрового военного, да и сам – военная косточка: подтянутый, бодрый, красивый – даже в свои семьдесят два. Отец – Виталий Васильевич – сначала, в 39 году, присоединял Западную Украину, воевал в Финскую, потом с первого дня ушел на Великую Отечественную, воевал до Победы, от Москвы с боями прошел до Германской границы, брал Берлин. Бабушке, Юлии Николаевне Кабановой, повезло: четверо ее детей ушли на фронт в 41-ом, и все вернулись живыми и невредимыми.

А Володя окончил десятилетку в родной Нижней Туре, призвали в армию, после Егоршина отправили во Владивосток, в учебный отряд подводного плавания. По окончании курса сказали: "Будешь трюмным машинистом на подводной лодке". И вот Мурманская область, порт приписки Полярный, база знаменитой на весь советский флот Краснознаменной Ордена адмирала Ушакова первой степени 4-ой эскадры подводных лодок.

- В заведование трюмных входят все системы: насосные, водные, воздушные, корпусные, системы погружения и всплытия, — рассказывает Владимир Витальевич. - Хороший трюмный – это замок со многими ключами, это один из самых необходимых на лодке специалистов. И я свою дизельэлектрическую "буку" знал назубок. Трюмных служба делает рукастыми и лобастыми.

Он стал со временем командиром отделения, перевели на центральный пост, в прямое подчинение капитану, потом перевели с повышением на Балтийский флот, на только еще строяшуюся субмарину. Жили в казармах на улице Грибоедова, в Ленинграде, ходили на судоверфи, много было интересной работы, после заводских испытаний получил массу Почетных грамот за доблестную службу и огромный – в 86 суток! – отпуск.

Вот тогда они и познакомились. В Нижней Туре, на танцах. Между прочим, нынче у супругов Кабановых юбилей – 19 августа исполнилось полвека их знакомству.

- Письма я ему писала каждый день, — вспоминает Галина Петровна. – Одно – утром, одно – вечером. Влюбилась в этого старшего матроса Кабанова без памяти, когда он на побывке был. Уехал дослуживать – затосковала: веселый, бравый, обаятельный.

- Возвращаюсь с трехмесячного похода, а мне подают пачку писем, — улыбается Владимир Витальевич. – Ответа не получала моя адресатка, а писала, писала. У меня от нежности тогда прямо сердце зашлось!

После армейской службы на подлодке сроком в 4 с половиной года он на гражданке никуда не стал устраиваться, а поступил в школу мичманов, подписал контракт на сверхсрочную службу – прикипел матрос к морю. И с молодой красавицей-женой да маленькой дочкой вскоре прилетел опять в порт приписки Полярный. Угодил на свою "буку". Радости не было конца. И теперь уже из походов на причале его встречали жена и дочь.

- С какими я людьми служил! Это были ребята – кремень! Бесстрашные, ответственные, понимающие свой долг перед Родиной, — рассказывает Владимир Витальевич. – Вот представьте: открытый океан, мы — на подступах к Гибралтару, на поверхности, сильный туман. Вдруг слышится свист во втором отсеке – подтекает прокладка съемного листа. Двое опытных специалистов отправляются устранять негерметичность листа (их спускают вдоль корпуса на веревках), крутят гайки, и четко знают: только появится в небе самолет или рассечет ближайшую акваторию какой-нибудь корабль, наша лодка в считанные секунды (без предупреждения!) уйдет вниз, на глубину. Они погибнут. Но они идут и делают свое дело.

На мой вопрос: "Добровольцы?" Владимир Витальевич отвечает: "Там не было не добровольцев. Но молодых мальчишек никогда не посылали. Я, например, командир отделения, спускался со старпомом".

После морей да океанов, после десятимесячного похода во время военной заварухи в Египте, после приключений и нагрузок, потери друзей (такое тоже было!) и крепкой мужской дружбы, взаимопонимания и взаимообогащения в маленьком кубрике, пошел он здесь, на гражданке, в слесари-монтажники турбинного оборудования. И опять командировки: Камский автомобильный завод, Тольяттинская, Сызраньская, Ульяновская ТЭЦ управления "Волгоэнергомонтаж", а потом – Серов, Качканар, и наконец - Нижняя Тура. Везде – достойный работник, уважаемый человек, профессионал высокого класса.

- Вернулся на круги своя, — шутит Кабанов. – В места своих предков-железоделов. Ведь моя родословная с 1800 года ведется. Дед и прадеды на железоковательном Нижнетуринском заводе заправляли. Прапрадеду Епифану Кабанову царь лично пенсию дал и освобождение от труда тяжкого по старости. Клеймы с нашей фамилией до сих пор встречаются на старинных изделиях.

А я вот не в род пошел. Но, вы знаете, нисколько не жалею. И еще раз скажу: море, ветер, субмарина – стихия моя пожизненная. До сих пор этим дышу.                            

Наталья КОЛПАКОВА

Фото автора. 

   газета "Время"  №62  от  21.08.2014г.

Назад к спискуНазад к списку

21 августа 2014
На финишной прямой

13 августа пресс-служба ОАО "ТГК №9" "Свердловский" организовала пресс-тур для журналистов региональных СМИ по строительной п

18 августа 2014
Через МФЦ гражданин может защитить имущество от мошеннических сделок

Пресс-релиз

15 августа 2014
Школы ждут своих питомцев

Готовность

Все новости в категории
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
 

Опросы по оценке эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области.
Опросы по оценке эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления
Социальный фонд России
Социальный фонд России информирует
Запись на консультацию с инспектором контрольного органа
.
Запись на профилактический визит инспектора контрольного органа
.
БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН
.
ОТКРЫТЫЙ БЮДЖЕТ
.
Жалобы на решение контрольных-надзорного органа
.
ЕДИНЫЙ РЕЕСТР ВИДОВ КОНТРОЛЯ
.
Проект организации дорожного движения Нижнетуринского городского округа
.
Социологический опрос по критерию:Удовлетворенность населения организацией транспортного обслуживания в муниципальном образовании. Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами .
.
Нижнетуринский муниципальный фонд поддержки предпринимательства
.
Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов
Нормативные правовые акты Российской Федерации
УФССП России по Свердловской области
«Банк данных исполнительных производств» Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) Российской Федерации
Рейтинговое голосование по общественным обсуждениям в рамках реализации мероприятий приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды"
.
Доступная среда Свердловской области
Автоматизированная информационная система
ГУ МЧС России по Свердловской области
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Штрафы ГИБДД
раздел «Штрафы ГИБДД« на сайте «Электронное правительство»
Дополняя друг друга
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
МУГИСО
Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области
Защита прав потребителей
Защита прав потребителей Свердловской области
Социальная поддержка инвалидов
Раздел посвященный вопросам формирования доступной среды жизнедеятельности и предоставления услуг для инвалидов
Портал малого и среднего бизнеса Свердловской области
.
Публичные консультации в рамках ОРВ. Принять участие.
Публичные консультации
Формируем Инвестиционную стратегию Свердловской области -2030
.
Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований "РЕГИОНЫ РОССИИ".
.
Свердловский областной центр профилактики и борьбы со СПИДом
.
Возрастная классификация информационной продукции
.
Информационный портал "Работа в России"
.
Официальный интернет-портал правовой информации
.
Сетевое издание «Официальный сайт администрации Нижнетуринского городского округа ».
Учредитель:Администрация Нижнетуринского ГО. Св-во о регистрации:Эл № ФС 77-75956 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.адрес редакции:Н-Тура ул.40 лет Октября д.2а тел.8(34342)27782e-mail.sait.adm.n-tura@yandex.ru гл.ред-р Волков О.В.
 
 
Закрыть слой Закрыть

Полная карта органов власти Свердловской области